Вместо эпиграфа

Мы — семья из четырех человек из Хабаровска — папа, мама и два ребенка, мальчики 9 и 6 лет. Папа является большим поклонником гонок Формулы аж с 1993 года и все время мечтал увидеть вживую, просто побывать хотя бы на одном из этапов королевских автогонок. Но, к сожалению, род занятий, связанный с доступом к определенному объему закрытой информации, не позволял свободно выехать за границу, поэтому приходилось надеяться, что когда-нибудь Формула 1 будет проводится и в России, тем более что в разные годы рождались самые разные слухи, проекты, протоколы о намерениях. Пока, наконец, после 2012 года этап Гран-При России Формулы-1 в Сочи стал обретать реальные очертания. И с 2014 года по настоящее время я могу сказать, что ни разу не видел Гран-При России Формулы 1 по ТВ — только вживую и только с трибун Сочи-Автодрома. Правда, каждый раз — в разном составе: в 2014 году — со старшим сыном Тимофеем (на тот момент ему было 6 лет), в 2015 году — с женой Настей, в 2016 году — с младшим сыном Егором (ему на тот момент было 5 лет), в 2017 году — все вместе — Настя, Тимофей и Егор.


2017 год. Папа.


2017 год. Мама.


 2017 год. Тимофей.


2017 год. Егор.

Здесь мы попробуем сравнить, как изменился этап Гран-При России Формулы-1 за четыре года.

Любое мероприятие такого рода начинается с приобретения билетов. Развитие телекоммуникационных технологий значительно упростило решение данной проблемы в том смысле, что билеты можно приобрести через интернет, как через посредников, так и напрямую на сайте Сочи-Автодрома. Трижды билеты приобретались через сайт, в 2017 году удалось купить билеты при командировке в Москву у официального распространителя билетов. В принципе, что в одном, что во втором случае процедура не отличается. Различаются только сроки начала продаж. Обычно билеты начинают распространять за пять-шесть месяцев до даты гонки, если ФИА утвердила предварительный календарь. Процедура проста — заходим на сайт, в зависимости от финансовых возможностей выбираем трибуну, места, количество билетов, оплачиваем онлайн банкингом… И все… на электронную почту приходит подтверждение о том, что оплачены билеты на такую-то трибуну, такие-то места… Но это еще не все.. сами билеты рассылаются счастливым обладателям за полтора месяца до даты гонки. Официальные распространители работают так же — сначала у них в офисе выбираются трибуны-места-количество, производится оплата, выдается подтверждение, а сам билет так же получаешь позже. В 2014-2016 годах оплачивали билеты с доставкой до Хабаровска, с доставкой проблем никогда не возникало, все время в сроки и без потерь. Отслеживать выпуск и доставку билетов можно было на сайте Сочи-Автодрома, предварительно на нем зарегистрировашись. Многие зрители выбирали электронную версию билета, когда он высылается на электронный почтовый ящик и его нужно распечатать на принтере. Но при этом нужно, чтоб принтер был хороший, чтоб нормально пропечатал штрихкод, потому что штрихкод считывают на входе и выходе с автодрома и входе-выходе на трибуну.

В 2017 году просто в перерыве между прилетом в Москву и отлетом в Сочи зашли в кассу официального распространителя билетов, показали подтверждение об оплате, получили билеты. В принципе ничто не мешало получить билеты по подтверждению в кассе Сочи-Автодрома непосредственно в Сочи.

В 2014 году перед первым Гран-При в начале продаж был, конечно, неслабый ажиотаж на сайте. В первые часы добраться до конца продажной процедуры было просто нереально: выбираешь места и количество билетов — далее пауза, сайт просто виснет. Перезаходишь на сайт вновь — тех мест, которые были выбраны в предыдущей попытке уже нет. Иногда удавалось проходить шаг ввода личных данных, но при переходе к шагу выбора способов оплаты — опять зависание. Проигрался тогда до двух часов ночи первого дня продаж и с большим сожалением, что все-таки не придется попасть на гонку, лег спать. Но в душе все равно оставалась надежда, что проблема связана с большим количеством желающих приобрести заветные билеты в первый день, поэтому сайт зависал. На следующий день утром по местному времени (европейская часть нашей необъятной страны уже умаялась и спала) спокойно вышел на сайт, забронировал интересующие меня места, ввел личные данные и дошел до конца процедуры продажи. В дальнейшем, поняв механизм, уже не старался взять билеты сразу, да и в следующие годы уже не было такого ажиотажа. Если в 2014 году были раскуплены все билеты, в 2016 году за две недели до гонки на сайте спокойно можно было найти свободные места, ну а в 2017 году на трибуне Т1 вообще невооруженным глазом во время гонки были видны свободные места.

В 2014 году я брал билеты на трибуну Т2, за два билета отдал около 15 тысяч руб., а в последующие годы — только главная трибуна, причем выбирал один и тот же сектор — по центру прямой старт-финиш. В 2015 г. за два билета заплатил 45 тыс. руб., в 2016 г. за два — 37 тыс. руб., в 2017 г. за «семейный пакет» (два взрослых, два детских) — 63 тыс. руб.

Для дальневосточников никогда не возникало проблем — какой вид транспорта выбрать для поездки в западную часть России. Возникает всегда другой вопрос — какой авиакомпанией и за какую цену. Хотя в целях оптимизации расходов однажды рассматривался вариант «авиа + ж/д», но в результате детальных манипуляций с вариантами, ценами и направлениями, выяснилось, что на семью из двух-четырех человек по стоимости он ненамного выигрывает у варианта «авиа+авиа», при этом значительно уступая в скорости и комфорте.

Ежегодно Министерство обороны Российской Федерации представляет своим военнослужащим и одному из его членов семьи бесплатный тур в отпуск в любую точку страны за счет государства. Поэтому три года подряд летали именно так. Направление Москва-Хабаровск и обратно что в апреле-мае, что в октябре не сильно загружено военными, желающими пролететь в отпуск, поэтому здесь с билетами проблем не возникало. А вот направление Москва—Сочи—Москва загружено более плотно и не всегда удавалось взять билеты на такое время, чтоб удобнее было прилететь или улететь из Сочи. В 2014 году собрали вариант «Аэрофлот» + «Аэрофлот», но с поздним прилетом в Сочи и ранним обратным вылетом из Сочи. В 2015 до Сочи добирались на «агонизирующем» Трансаэро с задержкой вылета из Домодедово на два с половиной часа, прилет был в Шереметьево с опозданием на час и потом героический забег на метро и аэроэкспрессах между двумя аэропортами столицы. В 2016 году до Сочи и обратно воспользовались Уральскими авиалиниями. За два часа полёта этой авиакомпанией до Сочи один раз предложили водичку (газированная/негазированная, даже не сок!!!). Егор (младший сын) был в недоумении, почему нет телевизоров и почему не давали подарки (Аэрофлот на дальних рейсах дарит маленьким пассажирам подарки).

В 2017 году вообще разыграли экзотический вариант — я с женой летел по льготным билетам, младший сын — по премиальному билету от Аэрофлот-Бонуса, а старший — как нормальный человек, за наличные. С учетом того, что в этот же день на Москву из Хабаровска вылетало еще два аэрофлотовских рейса, народу на наш рейс было очень мало... На посадке дело ограничилось всего лишь одним автобусом, в самолете в хвостовом салоне летело шесть человек, из этих шестерых четверо были мы.


2017 год. Авиакомпания Россия. Боинг 777-300. Рейс Хабаровск — Москва. Хвостовой салон. Никого нет.

Эквивалентная стоимость проезда в 2014 году на двоих (взрослый плюс ребенок) составила около 60 тысяч руб., за 2015 ничего не скажу, ибо не помню вообще, в 2016 году проезд на взрослого и ребенка составил 64 тыс. руб. В 2017 году бонусный билет на ребенка обошелся мне в 60 тысяч бонусных миль туда и обратно

За четыре поездки детально была отработана схема планирования — сначала билеты на мероприятие, потом билеты на проезд, а уж в последнюю очередь, после приобретения проездных документов, когда известны все даты прилетов, отлетов и трансферов, подыскиваем варианты размещения. Благо для этого сейчас в интернете тоже есть множество ресурсов, на которых, задав даты поездки, максимальную и минимальную стоимость и предпочтения, можно получить кучу вариантов размещения. В первый раз это было, конечно, как искать кота в мешке, потому что не знали, насколько далеко добираться до автодрома, от той или иной точки города, каким транспортом, что выбрать — Сочи, Адлер или Имеретинскую низменность. Знающие люди подсказали, что Сочи — большой город, вдоль побережья растянут километров на 70. Посмотрел по карте, где расположен Олимпийский парк и, реально ткнув пальцем в карту, через один из сайтов бронирования забронировал стандартный номер в гостинице (или как тут у них называется — гостевой дом) «Илиада». Оказалось очень удачное в плане расположения место: 10 минут пешком до вокзала Адлера, 10 минут от аэропорта на такси, море рядом — вышел и падай в него. Пляж, вай-фай и завтрак прилагались и были включены в стоимость.


 2014 год. Октябрь. Пляжик около гостиницы.

В дальнейших поездках близость к железнодорожному вокзалу Адлера была главным критерием при поиске гостиницы, потому что не так долго электричкой добираться до Олимпийского парка, и кроме того есть возможность добраться как автобусом, идущим из Сочи, так и автобусом, идущим от Адлера. Правда, путешествие на автобусе — это тот еще трэш, этакая обзорная экскурсия по закоулкам Адлера с заездом на российско-абхазскую границу. Кроме того в плюсах расположения рядом с железнодорожным вокзалом Адлера является близость аэропорта — тоже в принципе не проблематично доехать на городском автобусе.

Поэтому два последующих года мы выбирали гостевой дом на улице Ленина 172 — небольшая гостиничка, на устойчивые три звезды. Завтрак в стоимость не входил, в наличии — типа бассейн (вернее, большая ванна во дворе), из минусов — близость железной дороги, автомагистрали и аэропорта. В 2015 году хозяйка сделала нам сюрприз — при заселении в номере была корзина цветов и бутылка шампанского. Просто, когда бронировали, в пожеланиях указали, что едем типа в свадебное путешествие, как раз на те даты у нас с супругой выпадало десять лет совместной жизни. В 2016 году за смешные деньги в 2 тысячи рублей нам с Егором предоставили двухкомнатный номер.

В 2017 году тоже искали гостиницу или гостевой дом, нашли подходящий вариант по расположению, цене и обстановке, а это оказалась квартира-студия в жилом комплексе за вполне приемлемую цену в 21,3 тысяч руб. за девять ночей.


2017 год. Вид на море из окна квартиры

Кстати, в предыдущие года вид доставался отнюдь не на море.

В дни проведения Гран-при, начиная с четверга и до воскресенья добраться до Сочи-автодрома, Олимпийского парка большого труда не составляет. РЖД в эти дни запускает такое расписание электричек, при котором они на участке от Олимпийского парка до Сочи ходят с интервалом раз в двадцать минут. В 2014 году в этот трафик также была включена и Красная Поляна, но в последующие годы частота поездов до Красной поляны в дни Гран-при оставалась на уровне повседневного расписания.


2014 год. Платформа железнодорожного вокзала Адлера. В ожидании поезда.

Утреннее расписание в 2014-2015 годах было составлено так, что чтобы успеть именно к началу самых ранних заездов (а они начинались с 09:30), приходилось ехать очень рано. Проезд на электричках в дни Гран-при на участке от Сочи до Олимпийского парка бесплатный. В четверг-пятницу бегают обычные пятивагонные Ласточки, а на субботу-воскресенье запускают сдвоенные. Кто про это не знает — остается в голове состава, и там обычно не хватает сидячих мест, а вот во второй половине состава картина совершенно иная:


2015 год. Утро субботы. Пустой вагон Ласточки до Олимпийского парка.

Аналогичная картина в конце гоночного дня — обычно все стремятся заскочить в ближайший вагон, а дальние вагоны остаются более свободными. Хотя специально обученные работники РЖД на перроне просят и требуют проходить в голову состава.

С перрона станции Олимпийский парк прекрасно видно предпоследнюю прямую гонки, два последних поворота и прямую старт-финиш. Однако дабы неповадно было смотреть на мероприятие бесплатно и создавать толпу на объектах транспортной инфраструктуры, железнодорожники на субботу-воскресенье на первый путь выставляют специальный состав, в котором наглухо закрывают все окна, а проход на крайнюю платформу перекрывают.


Последний поворот трассы. На заднем плане — состав-«заградитель»

Городскими автобусами добраться до автодрома тоже не проблема — хоть от Сочи, хоть от Адлера. Только это очень долго и с заездом по всем окрестным деревням, в отдельных, особо тяжелых случаях — и даже с заездом к российско-абхазской границе. Едешь на автобусе, вроде вот он, Олимпийский парк и Сочи-автодром, но автобус куда-то сворачивает в сторону, и начинается экскурсия по окрестным колхозам. В 2014 году запускали специальные внемаршрутные автобусы, но в последующие годы их не было видно. Возможно, они ездили только от гостиниц и стоянок Имеретинского курорта


 2014 год. Внемаршрутный автобус от железнодорожного вокзала Адлера до Сочи автодрома.

 
2014 год. Автобусная остановка городских автобусов около Сочи автодрома. Автобусы в ожидании пассажиров.

Стоит отметить, что в 2015-2017 годах автобусы на городской автобусной остановке уже не стояли такими стройными рядами и уехать городским автобусом с автодрома стало чуть сложнее.

Ажиотаж при проходе на сам автодром на первом Гран-при был просто нереальным. Очереди на вход начинались от лестницы, ведущей к железнодорожной станции. Организаторы разделили потоки людей, прибывающих на автобусах от потоков, прибывающих электропоездами.


9 октября 2014 года. Первый день первого Гран-при России. 

На следующих Гран-при уже не было таких очередей на вход. Досмотр при входе на автодром организован на серьезном уровне. Сумки, свертки, верхнюю одежду — на просвет через аппарат, проход через рамку-металлоискатель, «осмотр» портативным металлоискателем, телефоны, фотоаппараты и прочую электронику просят включить, чтобы убедиться, что это действительно то, что есть (а фотоаппарат еще и достань из сумки, если она прошла через аппарат — даже в аэропортах я такого не встречал), а однажды даже осмотрели часы и спросили, почему секундная стрелка не работает. На первом Гран-при в 2014 мы еще проносили легкий перекус в виде гамбургеров, бутербродов и воды-соков с собой, но в последующие года на досмотре запрещали проносить даже это. На трибуны с пластиковыми бутылками с водой тоже не пускали, только со стаканчиками, а в 2017 даже и с пластиковыми стаканами перестали пускать.

На первом Гран-При в 2014 году зрители размещались на главной трибуне и на пяти разборных (временных) трибунах, расположенных в таких местах трассы, где, по мнению организаторов, на трассе происходила бы захватывающая борьба за смену мест в пелетоне.

 
2014 год. План Сочи автодрома с расположением трибун.

На плане их можно видеть: первая — красная, вторая — синяя, третья — желтая, четвертая — черная, пятая — белая. По стоимости получалось, что чем дальше трибуна от входа, тем дешевле она стоит. Самая дешевая была пятая, самая дальняя трибуна. В следующих Гран-При пятую трибуну почему-то убрали, а третью сократили на четверть.


2015 год. Макет Сочи Автодрома версии 2014. Видны все трибуны в районе Медальной площади, особенно длинная пятая и неурезанная третья.


2014 год, трибуна Т3 (хотя на ней почему-то написано, что она Т4). Отчетливо видно, что она состоит из 12 секторов.


2017 год. Та же трибуна Т3. Только теперь на ней 8 секторов.


2016 год. Один из демонтированных секторов находится в Сочи-парке на каком-то водном шоу.

Расстояние от главного входа до самой дальней трибуны — около километра или чуть больше того. Для прохода на трибуну Т3, как и на проход в зону свободного размещения (на плане на фото обозначена зеленым цветом), через трассу перекинуты пешеходные мостики, обтянутые рекламными плакатами наглухо, так что с них гонку не посмотришь. Да и служба безопасности не дает стоять во время заездов на мостиках и на лестницах к ним. В 2014 году можно было вплотную подойти к ограждениям, закрывающим трассу, чтобы посмотреть гонку вплотную, но в следующих Гран-при проход к ограждениям запретили вообще, даже в перерывах между заездами.


2014 год. Макс Чилтон на пробежке.

До дальних трибун можно идти пешком, а можно воспользоваться внутренним транспортом Олимпийского парка за символические 150 руб. с человека:


Внутренний транспорт Олимпийского Парка.


А можно проехать и на таком и ощутить себя слегка в Лондоне.

Перед каждой трибуной стоит свой большой светодиодный экран, на который выводится картинка с трансляции, совершенно аналогичная той, которая идет по ТВ. Картинка четкая, ясная, надписи и титры вполне читаются.


2014 год. Экран перед трибуной Т2.


2016 год. Квалификация Формулы 1. Слева вверху — экран перед Главной трибуной.

Комментируют гонку на автодроме два комментатора — на русском и английском, по очереди, примерно минуты по две каждый. Поначалу (в первом Гран-при) было ощущение, что вживую на автодроме гонку смотреть тяжелее, чем по ТВ — мозг разрывается на две части: с одной стороны смотришь на то, что творится перед трибуной, и одновременно пытаешься «не упустить картинку» на мониторе. Но в следующие года (когда сидели на главной трибуне) в основном все внимание в гонке было сосредоточено на мониторе, а не на проносящихся перед тобой болидах.

Заполненность трибун на разных гонках и в разное время совершенно разная. Естественно, максимальная заполняемость — на самой гонке Формулы 1. Даже на квалификации и свободные заезды трибуны заполнены гораздо меньше.


2016 год. Заполненность Главной трибуны во время проведения гонки североевропейской Формулы-4. 


2017 год. Главная трибуна и Трибуна Т1 за час до старта гонки Формулы 1.

Наверное, именно поэтому организаторы анонсировали на 2017 год такую фишку, что любой обладатель билета на любую трибуну может пройти на другую трибуну, но только за исключением времени проведения гонки Формулы-1 и, кажется, квалификации Формулы-1. Но вот я не видел, было ли это реализовано.

Для маленьких зрителей около каждой трибуны в 2014 году были организованы вот такие вот стоянки для колясок. В последующие годы я такого не видел, а может быть просто не обращал внимания.

Питание болельщиков на всех прошедших четырех Гран-при было организовано на достаточно неплохом уровне. По всей территории были организованы вот такие вот зоны питания под открытым небом:

на которых в принципе за приемлемую цену (в 2017 году она составляла от 350 до 450 рублей) можно было взять какой-нибудь комбо-набор и достаточно плотно перекусить между заездами. Разумеется, в перерывах были просто дикие очереди (особенно в пятницу и субботу), и найти свободное место за столиком (особенно на четверых) было достаточно проблематично. В подтрибунных помещениях Главной трибуны были свои точки питания — буфеты, но там стоимость предлагаемой продукции была гораздо выше — 250-350 рублей за банальный бутерброд.


Подтрибунные помещения Главной трибуны. На заднем плане — буфет.

Досуг болельщиков в перерывах между гонками, а также для зрителей с билетами в зону свободного размещения организаторами был организован тоже на неплохом уровне.

Для самых азартных и безбашенных имеется картинговая трасса:

Ощущения от этих гонок — ну, не то совершенно, как если бы ехал на обычной машине. Низкая посадка, размеры машинки и короткая база дают ощущения нереальной скорости. В поворотах очень большие боковые перегрузки — боковое зрение в поворотах реально выключается, видишь только то, что перед собой, все, что вокруг тебя — зрители, небо, окружающий пейзаж — это выключается. Заезд длится минут по десять, во время заезда реально потеешь, несмотря на прохладу на улице. Из-за сильных боковых перегрузок руками ДЕРЖИШЬСЯ за руль, рулить расслабленно не получается. В гонке охватывает азарт, расчет, в каждом повороте ищешь оптимальную траекторию, позволяющую на выходе раньше ускоряться, на торможении перед поворотами экспериментируешь с началом торможения и силой нажатия на педаль. Сорвать в повороте заднюю ось карта в занос — проще простого.

Для менее безбашенных была сделана игровая зона, внутри которой стояли симуляторы болидов Формулы — точная копия кокпита с рулем и педалями и видеоэкраном.


2014 год. На Медальной площади Олимпийского парка.

Один из симуляторов был на динамической платформе, что создавало полное ощущение движения по трассе, ну за исключением перегрузок при разгоне и торможении и боковых перегрузок. В 2017 году «динамического» симулятора не было. Заезды проходят на время, в воскресенье по итогам трех лучших времен разыгрывались три билета на следующий Гран-при России, а также пропуск в Паддок-клуб Формулы 1.

В 2017 году для маленьких зрителей был устроен велодром для заездов на вело-машинках и забегах на бего-велах, причем совершенно бесплатно.

В 2014 году был построен макет автодрома, на котором можно было посоревноваться в гонках на радиоуправляемых модельках гоночных формул:

  

Особого ажиотажа вокруг этой игрушки не наблюдалось, и, наверное поэтому в последующие года ее не было. Те, кто от досуга и от гонок устал, могли отдохнуть лежа на газоне

… или на импровизированных креслах:

Начиная с 2015 года на первом этаже Главной трибуны выставляется автоспортивная часть Сочи автомузея:


ДеЛориан — автомобиль из фильма «Назад в будущее».

Для зрителей с билетами на Главную трибуну вход на экспозицию бесплатный, для остальных — стоимость установлена, если мне память не изменяет, на уровне 500 руб. При этом выход из экспозиции в помещения Главной трибуны доступен только для зрителей Главной трибуны, остальных выпускают на улицу. В 2014 году весь Сочи автомузей экспонировался в отдельном павильоне, вне территории автодрома.

В 2014 году в одном из павильонов на территории Олимпийского парка проводился Праздник молодого вина:

Внутри — дегустация, концерты, выступления, короче, вакханалия в хорошем и первоначальном смысле этого слова. В 2015 году это мероприятие на территории Сочи автодрома не проводилось. Ну а в 2016-2017 годах, когда Гран-при проходило весной, разумеется, ни о каком молодом вине не могло быть и речи. Очень надеюсь, что в 2018 году, когда гоночный уик-энд Гран-при России Формулы 1 вновь будет проводиться в начале октября, это мероприятие вновь будет проводиться на территории Сочи автодрома.

Для развлечения детей на территории Олимпийского парка были организованы детские городки:

Дети есть дети — всегда найдут общий язык:


А ты с каково раёна? Ты кто вообще по жизни..?

И это не считая расположенного рядом тематического Сочи парка, пройти к которому с территории автодрома можно было через отдельный пропускной пункт. Про Сочи парк нужно рассказывать отдельно, могу лишь сказать, что с 2014 по 2017 год он значительно разросся.


2017 год. Сочи-парк с колеса обозрения.

Разумеется, что одной из главной особенностей времяпровождения зрителей в перерыве между гонками является шопинг в торговых точках продажи официальной продукции команд Формулы 1 и Сочи Автодрома в так называемой F1 Village. Каждая из команд разворачивает несколько (три-четыре) торговых точки по продаже продукции со своей символикой — футболки, кепки, рубашки, куртки, ключи, брелоки, блокноты, сувениры, модели гоночных машин разного размера. Помимо «командных» точек, менеджмент Формулы-1 разворачивает свои точки — OFFICIAL FORMULA 1 TEAM MERCHANDISE, в которых по тем же ценам торгуется все понемногу от разных команд.


2017 год. OFFICIAL FORMULA 1 TEAM MERCHANDISE. Ассортимент и цены.

В тренде только топ-команды — Феррари, Мерседес, Ред Булл, немного Торо Россо, Уильямса и Хонды, причем три последних своих точек, как правило, не имеют, а торгуются в OFFICIAL FORMULA 1 TEAM MERCHANDISE. В них же попадаются товары, связанные с именами в основном Михаэля Шумахера и Айртона Сенны. Команды середняки и аутсайдеры своими товарами почему-то не торгуют. Цены — отдельная песня. В 2014-2016 году цена на брендовую кепку была 3 тыс. руб., на футболки, рубашки, поло — реплики командной формы — от 4,5 тыс. руб., на аналогичные куртки, толстовки — от 7 тыс. руб. в 2017 году цены выросли ровно на 1 тыс. руб., так что теперь стоимость кепки начиналась от 4 тыс. руб.

В 2014 году основная масса торговых точек, торгующих атрибутикой команд, располагалась на Медальной площади Олимпийского парка, там же располагался игровой павильон с компьютерными симуляторами гоночных машин Формулы 1 (о нем написано выше).


2014 год. F1 Village на Медальной площади Олимпийского парка .

Помимо этого там же располагались выставочные павильоны, в которых были выставлены как обычные, но не совсем серийные авто, так и копии гоночных болидов. Там же на Медальной площади, располагалась сцена, на которой проходили автограф-сессии пилотов Формулы-1 и гонок поддержки и вечерняя концертная программа. В общем, в 2014 году вся активность была в районе Медальной площади, в шаговой доступности от которой располагались четыре трибуны и зона свободного размещения.


2014 год. Медальная площадь. Гостевой демонстрационный павильон команды LOTUS.


2014 год. Медальная площадь Гостевой демонстрационный павильон команды FERRARI.


2014 год. Медальная площадь. Выставочный центр MERSEDES AMG.

На следующих Гран-при вся развлекательная программа смещалась ближе в сторону Главной трибуны, за исключением сцены, которая так и оставалась на Медальной площади.


2016 год. Игровой павильон с симуляторами располагается почти у входа в Олимпийский парк .


2017 год. Медальная площадь с колеса обозрения рядом с Сочи-Парком.

Свободного доступа в интернет на территории Сочи-Автодрома, на трибунах и на территории Олимпийского парка нет, и это не совсем радует.1111

Введение организаторами с 2016 года двух видов билетов — на 2 дня (на субботу и воскресенье) и на 4 дня (на четверг, пятницу, субботу и воскресенье с правом прогулки по пит-лэйн в четверг) значительно снизило в четверг и пятницу количество зрителей, отчего территория Олимпийского парка в четверг уик-энда 2016 года выглядела непривычно пустынной. Но и это дало свои плюсы в виде того, что в торговых точках F1 Village в четверг и пятницу можно было не спеша, без толкотни посмотреть то, что тебя интересует, померить, выбрать. В субботу и воскресенье к прилавкам приходилось протискиваться уже с трудом.


2016 год. Четверг гоночного уик-энда. В районе Медальной площади.


2017 год Четверг гоночного уик-энда.

С данной фотографией связана забавная история. Попросил Тимофей купить ему какой-нибудь сувенир. Сели на лавочке, а сами отправили его выбирать. Возвращается назад, говорит — выбрал флэшку с логотипом. Спросили — сколько стоит, сказал — не посмотрел… Отправили смотреть цену. Возвращается обратно — говорит 2 тыс. руб. Мы с женой слегка ошалели от таких запросов. Отправили обратно, сказали — посмотри РАЗМЕР флэшки (размер — в смысле объем, я думаю, всем понятно?). Ребенок понял все буквально — показал РАЗМЕР))). Не удержались, подошли посмотреть… На флэшке только логотип, а каков ее объем — непонятно. В общем, выбрал себе Тимофей другой сувенир — часы с логотипом Феррари, обычные кварцевые, но за целых 4,5 тыс. руб. (им красная цена — рублей 900, не больше), сейчас их с удовольствием носит.

Как я уже сказал, введение организаторами с 2016 года двух видов билетов — на 2 и на 4 дня значительно снизило в четверг и пятницу количество зрителей. Это сказалось не только на доступности торговых точек F1 Village, но и повлияло на количество желающих попасть на прогулку на пит-лэйн в четверг.

В 2014 году альтернативы выбора билетов на два или четыре дня еще не было, поэтому сразу с открытия автодрома в 14 часов четверга сформировалась огромная очередь из желающих попасть на прогулку, при том что доступ на пит-лэйн открывался только в 16:00.


2014 год. На заднем плане — хвост очереди желающих попасть на пит-лэйн.

Оценив длину очереди (а она крутилась и петляла и от этого казалась очень длинной), мы не стали стоять, а решили прогуляться по Олимпийскому парку, в надежде, что потом, с началом прогулки, она будет как-то двигаться, или будет поменьше. Прогулялись до Медальной площади, посмотрели на инфраструктуру автодрома, на автограф-сессию, перекусили и пошли потихоньку обратно. Но, подойдя к Главному входу, увидели, что очередь желающих значительно увеличилась. Простояв минут 20 и поняв, что до официального окончания пропуска на пит-лейн мы не успеем туда попасть (прошли метров 30 за 10 минут при длине очереди 500-700 м, а до официального закрытия оставалось часа полтора). Делать нечего, не стали стоять, пошли гулять обратно. Посмотрели на автограф-сессию Ред Булла, обошли кругом Большой ледовый дворец, оценили доступность и виды в зоне свободного размещения. В седьмом часу вечера, очень уставшие, побрели обратно к выходу, чтобы ехать отдыхать. Но подходя к трибуне Т1, увидели, что люди на пит-лейне еще гуляют. Очереди на вход уже не было видно, мы буквально пробежали Главную трибуну, подошли к тому месту, откуда можно было попасть на пит-лейн и минут за пять до закрытия проскочили.


2014 год. Финишная линия.


2014 год. Прогулка по пит-лэйн.


2014 год. В боксах Феррари.

Из всех фотографий, сделанных на Гран-при, я считаю эту самой удачной. Предшествовала ей вот эта:

Но один из инженеров Феррари (если мне не изменяет память — именно тот, который слева), заметив ребенка в кепочке с эмблемой Порше, просто взял Тима за руку, жестом попросил у меня фотоаппарат, завел ребенка за ленточку ограждения и сфотографировал на фоне машины Алонсо.

В боксы Лотуса я Тима пропихнул уже сам, правда предварительно сняв кепку, получилось тоже неплохо. Кто ж посмеет отказать ребенку?

Совершенно по-иному сложилось у нас в 2015 году. Так как супруга по части погулять-походить не особо, то покатавшись на картах, сразу пошли в очередь, чтоб попасть на пит-лэйн. Это был какой-то кошмар: сначала очередь, потом один «отстойник», потом еще один, и в каждом отстойнике скапливается порядка двух сотен человек, чем ближе к цели, тем больше давка, в каждом отстойнике стояли минут по двадцать. В какой-то момент уже были на грани — устали стоять, ждать и толкаться, предложил супруге — может, ну его нафиг, пойдем обратно?.. Ну, решили постоять еще чуток, потом через ужасающую давку выбрались на трассу.


2015 год. Очень много людей на пит-лэйн.


2015 год. Тренировка пит-стопов у Форс Индии.


2015 год. Вход на пит-лэйн.


Для сравнения: 2016 год, Вход на пит-лэйн.

В 2016 году прошли на пит-лэйн совершенно свободно. Да, не стали сразу стоять в очереди, а выбрали тактику 2014 года: прогулялись до Медальной площади, пару раз перекусили, поглазели на автограф сессию и потом спокойно, не спеша, без давки, без очереди (ну, вот точно не помню, кажется, была маленькая очередь) прошли на трассу. Картина была совершенно иной, чем в прошлом году. Народу настолько было немного, что действительно по питлейну можно было спокойно ГУЛЯТЬ, а не толкаться, заглядывать через головы, несмотря на то, что часть питлейна была огорожена и по ней ходили аккредитованные фотографы, ездили маломобильные группы зрителей и катали на проверку регламента болиды Формулы 1. Можно было смотреть и гулять не спеша, рассматривая все, фотографируя все во всех ракурсах, не через спины и головы.


2016 год. Прогулка по пит-лэйн.


2016 год. Боксы команды Уильямс.


 2016 год. Кокпит Заубера.


2016 год. Механики Уильямса (на заднем плане) залипают в свои смартфоны.

Волонтеры никого не подгоняли словами, что типа проходите вперёд, дайте посмотреть другим (как это было в 2015 году). И даже интервью Росберга в боксах можно было спокойно посмотреть и профотографировать, несмотря на то, что там было больше всего народу.


2016 год Нико Росберг в боксах дает интервью.

В 2017 году очередь на пит-лэйн растянулась аж на всю длину Главной трибуны. Решили воспользоваться старой тактикой — сперва погулять, а потом, ближе к закрытию попробовать попасть на трассу (все-таки были всей семьей). Да, к концу дня очередь заметно уменьшилась, но разглядев далее повтор системы образца 2015 года из трех накопителей с кучей народа в каждом, решили не мучиться и на пит-лэйн не попали. Зато в следующие дни обнаружили другую фишку. Оказывается, в том месте, где в четверг открыт проход на пит-лэйн, по окончании гоночного дня (пятницу, субботу и, может быть, даже в воскресенье после гонки) выходят из паддок-клуба и лож для прессы порой очень даже знаменитые личности. Фанаты их караулят и вполне можно получить заветный автограф или сфотографироваться со «звездой». К примеру, я упустил выходящего из паддока Джонни Херберта — пока достал фотоаппарат, его уже и след простыл. А вот кто вот это такой — я даже и не знаю, но караулившие на выходе девушки, с визгом бросились с этой персоной фотографироваться:

По итогу — небольшое наблюдение: в четные годы попасть на питлэйн проще. Надеюсь, что данное предположение будет верным на Гран-при России 2018 года.

Автограф-сессии пилотов Формулы 1 и пилотов гонок поддержки на протяжении четырех лет на Сочи автодроме проходят на специально возведенной сцене на Медальной площади. Расписание автограф-сессий известно, каждой команде отводится свое время. Обычно это тридцать-сорок минут. В 2014 году очередь на сцену была общей. То есть, желая получить автограф, например, Феттеля и встав в очередь (а она тоже в первый год была достаточно длинной), можно было на Феттеля и не попасть, а попасть на пилота из другой команды. В 2016 году организаторы поступили разумнее, сделали не одной общей очередью, а барьерами разделили по командам. Желаешь, например, получить автограф Феррари — становись к очереди, которая идёт к табличке с надписью Феррари, желаешь Заубер — становись к Зауберу. Грамотное, на мой взгляд, решение. Имея определенный запас терпения, можно было вполне получить заветный росчерк пера кумира, но мы за автографами никогда не гонялись, а ограничивались ролью зрителей в том мероприятии.


2014 год. Себастьян Феттель и Даниэль Рикьярдо на автограф сессии.


2014 год. Виталий Петров в качестве ведущего. Он же был ведущим в 2017 году.


2016 год. Кими Райконнен.

Свободным заездам, квалификации и самой гонке Формулы-1 всегда сопутствуют так называемые гонки поддержки. Вот только с сожалением приходится констатировать, что перенос российского этапа с октября (в 2014 и 2015 году) на конец апреля-начало мая (2016 и 2017 год) отрицательно сказался на количестве и зрелищности этих самых гонок.


2014 год. Временные боксы гонок поддержки.


 2017 год. Вид на то же самое место — временные боксы гонок поддержки.

В 2014 и 2015 году в качестве гонок поддержки проводились гонки Формулы-2 и Формулы-3. Безбашенные молодые гоночные дарования и стандартная комплектация машин приводили к достаточно острой борьбе на трассе как в свободных заездах и квалификации, так и в самой гонке.


2014 год. Старт первого заезда Формулы 3. Второй поворот Сочи-Автодрома.


2014 год. Авария в первом повороте во втором заезде Формулы-3.


2014 год. Авария во втором заезде Формулы-2.


2014 год. Формула 2. Развернуло перед второй трибуной.

В 2016 году Формулу 1 поддерживали заезды североевропейской Формулы-4 и заезды МиДжетов. Формула-4 — тоже стандартные машинки с открытыми колесами, тоже молодые дарования, еще вчера гонявшие на картах и еще не доросшие до уровня обезбашенности гонщиков Формулы-2 и Формулы-3.


2016 год. Перед первой тренировкой Формулы-4. Машины выстроены на пит-лэйне.

МиДжеты — российская кузовная кольцевая гоночная серия, автомобиль представляет собой раму с двухлитровым атмосферным двигателем на девятнадцатых низкопрофильных шинах, на которую сверху навешан пластмассовый корпус, формами и рисунком имитирующий некий серийный автомобиль (БМВ, Мерседес, Ауди и т.п). Фары нарисованы на корпусе, поворотов нет, стопов нет. Мульфильм «Тачки», сошедший в реальную жизнь. Но несмотря на это смотреть на гонки МиДжетов гораздо интереснее, нежели Формулу-4, там отнюдь не мальчики 15-летние гоняют, а вполне взрослые дяди. Даже в тренировках у них обгонов и разворотов предостаточно, а за счет небольшой по сравнению с Формулой-1 скоростью и короткой базой, борьба колесо в колесо идет даже в поворотах.


2016 год. Первая тренировка МиДжетов.

В 2017 году из гонок поддержки остались только МиДжеты.

Формат соревнований у младших Формул и МиДжетов одинаков — две тренировки, квалификация, по результатам которой выстраивается стартовая решетка в первой гонке, первая десятка по результатам первой гонки на старт второй гонки выходит в обратном порядке (то есть тот, кто финишировал первым в первой гонке, во второй стартует с десятого места). В Формулах оба старта — с места, у МиДжетов оба старта с ходу. Стартовая церемония — такая же, как и у королевской Формулы: выносят флаги, таблички с фамилиями гонщиков, механики и инженеры наводят суету на стартовой прямой. Все то же, только в меньшем размере и с меньшим пафосом.


2015 год. Стартовая решетка Формулы 2.


2016 год. Первая гонка МиДжетов. Старт с хода.

Формула 2 и Формула 3 — интернациональная серия, в Формуле 4 участвовали только участники из стран Северной Европы (в основном Россия, Финляндия, пара участников из прибалтийских республик), МиДжеты — русская забава, причем возраст участников от 25 до 50 лет.

 
2016 год. Награждение победителей гонки Формулы 4. В качестве награждающих — Кими Райконнен и Виталий Петров.

Смена шин по дистанции у Формулы 4 не предусмотрена, в Формулах второй и третьей шины меняют, но количество механиков на пит стопе гораздо меньше, чем в Формуле 1 — по одному на каждое колесо. То есть один человек и раскручивает, и снимает, и ставит, и закручивает.

ЧАСТЬ 2

Конечно, главное событие — это проведение гонки Формулы 1. Причем сама гонка — это только вершина айсберга. Все мероприятия, предшествующие старту, начинаются часа за полтора до него. Это Парад пилотов, церемония открытия и формирование стартовой решетки.

На Парад пилотов гонщики выходят по специально постеленной для них ковровой дорожке,

для них подгоняют специальный трейлер со специальной платформой:

Они на него грузятся и их провозят по всей трассе. Зрители приветствуют гонщиков с трибун, гонщики приветствуют зрителей на трибунах.


2016 год. Льюис Хэмильтон категорически в стороне от всей остальной тусовки.


2016 год. Вся остальная тусовка категорически в стороне от Льюиса


 2017 год. К постороннему Льюису присоседился Феттель. Штаны на Льюисе такие же рваные, как и год назад. Возможно, даже те же.

Так как трибуны расположены не вдоль всей трассы, большую часть гонщики просто едут на трейлере, рассматривают окрестности, их приветствуют трек-маршалы,

а попутно они дают интервью специально находящемуся вместе с ними человеку. В 2014 году это была какая-то женщина:

в 2016 году — Джонни Херберт, а в 2017 году эта честь выпала Виталию Петрову. Единственный минус — и вопросы и ответы на английском, без субтитров и перевода. Для тех, у кого с английским не очень, понять, о чем говорят достаточно трудно. Только уловить отдельные слова и фразы. Пока проходит Парад пилотов по трассе, второстепенные действующие лица тоже не скучают:


2017 год. Антонио Джовинацци на стартовой прямой дает интервью.

а механики перед боксами проводят заключительные перед гонкой тренировки пит-стопов:

Церемония открытия Гран при России первые три года была совершенно разная. В 2014 году помимо представления перед Главной трибуной на стартовой прямой, над автодромом выступила пилотажная авиагруппа.


Церемония открытия. Девушки имитируют болид Формулы 1 на стартовой решетке.


 Церемония открытия. Ансамбль кубанских казаков.


Затем вынесли большой российский флаг размером со всю стартовую прямую.


 Затем настал черед авиагруппы.


 Маневр «Вертикальное расхождение».


Сердце, пронзенное стрелой.

В 2015 году ритм церемонии открытия задавали импровизированные матрешки и ансамбль струнных народных инструментов:


Матрешки.


Ансамбль.

Играли попурри из разных мелодий, но каждая импровизация была привязана к команде-участнику, либо к ее гонщику, либо потому как в названиях оригинальных мелодий была ссылка на какую-либо страну, либо в импровизации проскакивали национальные мотивы. Мало того, постепенно выяснилось, что каждая импровизация привязана к определенной матрешке, которая под эту мелодию выплясывала, а каждая матрешка имитировала своей раскраской гоночный болид, Вот эта, например, Заубер:

Затем, как в прошлом году, выступила танцевальная группа, и группа специально обученных молодых людей в течение 10 минут демонстрировала живые картинки.

В 2016 и 2017 году как таковых церемоний открытия не было, а спустя какое-то время после окончания парада пилотов начиналось формирование стартовой решетки. Лишь в 2017 году Кубанский казачий хор исполнил несколько песен:

Но, думаю, что полноценной церемонией открытия это назвать нельзя, так как они и так в дальнейшем, не уходя со стартовой прямой, исполняли государственный гимн России. Матрешки использовались совершенно в других целях. Вот эти две, например, украшают вход в паддок-клуб:

Формирование стартовой решетки — стандартная процедура, которая год от года совершенно не меняется. Вначале девушки выносят флаги с номерами пилотов, окрашенными в цвета их национальных флагов и становятся на местах, соответствующих распределению мест в квалификации.

Выезжает машина безопасности и становится во главе стартовой прямой.

Механики и инженеры выкатывают свое оборудование:

Стартовая прямая заполняется людьми и оборудованием:

Машины от боксов делают первый круг по трассе, проезжают через пит-лэйн, делают второй круг, перед стартовой прямой глушатся, и механики вручную закатывают их на свои места:

А потом на решетке начинается такое столпотворение, одновременно происходит столько событий, что даже и не знаешь, куда, на что и на кого смотреть. То, что показывает Алексей Попов по Матч-ТВ, за десять минут до старта пробегая по стартовой решетке и давая скоропалительные комментарии и проводя блиц-опросы случайно попавших на его пути людей — это очень сжатая версия тех событий, которые творятся там за тридцать-сорок минут до старта:


2017 год. Куда-то бежит Алексей Попов. Еще без микрофона и оператора.


2016 год. На переднем плане — Марио Арривабене, на заднем — Ники Лауда (в красной кепке) дает интерьвью.


 2017 год. Ники Лауда все так же популярен.


2017 год. Вице-премьер Козак со своей командой направляется для участия в исполнении гимна.


2017 год. Алексей Попов уже с микрофоном и камерой.


 2016 год. Инженеры и механики Ред Булла во время исполнения государственного гимна.


2016 год. После исполнения государственного гимна гонщики возвращаются к своим машинам.
Здесь в одном кадре слева направо: Алонсо, Грожан, Ферстаппен, Гутьеррес, Эрикссон, Палмер, Наср, Магнуссен


2017 год. После исполнения государственного гимна.
Здесь: Стролл (слева на границе кадра), Хюлкенберг (почти по центру, боком), Магнуссен (внизу по центру).


2016 год. Берни Эклстоун лично дает напутствие Льису Хэмильтону перед гонкой.
Стоит отметить, что напуствие оно дал только Хэмильтону и для этого специально шел от линии старта. А потом пошел обратно.


Девушки с флагами уходят со стартовой прямой. Спиной, прикрытый флагом, стоит Серхио Перес.


Стартовые процедуры завершены. Все готово к началу прогревочного круга.


За мгновение до того, как погаснут огни стартового светофора.

Но и те зрители, кто не имеет возможности видеть все это действо на стартовой прямой вживую (а на мониторах в этот момент просто висит нейтральная картинка — обычно вид на Главную трибуну от второго поворота), могут видеть то, что недоступно зрителям на Главной трибуне — последние приготовления персонала Сочи автодрома к гонке:

Подготовку и инспекцию трассы перед гонкой:

Эвакуацию машин:

Доклады персонала о готовности:


Медики рапортуют о готовности.


Трек-маршалы рапортуют о готовности.


Сбор персонала после окончания гоночного дня.

Рассказывать о самой гонке, думаю, нет особой надобности — ее прекрасно видно и по ТВ. Да и, как я уже говорил, сидя на трибуне, смотришь в основном в монитор, лишь изредка провожая взглядом проносящиеся перед тобой машины.


2014 год. Себастьян Феттель.


2016 год. Серхио Перес после смены шин.


2017 год. Кими Райконнен (свободные заезды в пятницу).


2017 год. Работа механиков и инженеров на пит-лэйне во время свободных заездов.


Вид с четвертого уровня Главной трибуны.


Кевин Магнуссен на свободных заездах.


2016 год. Финиш победителя — Нико Росберга.


2016 год. Зрители бегут к подиуму.

ЧАСТЬ 3

Если гонщики, механики и инженеры команд — это герои дня, то главные действующие лица, ради которых эти герои выполняют свою работу — это мы, болельщики. Мы — разные и многогранные:

1.      Приезжаем из всех уголков нашей необъятной страны:

 И из-за смены часовых поясов порой засыпаем под рев моторов:

  

2.      Улыбаемся и машем:

3.      Одеваемся так, чтобы выглядеть не хуже остальных, не обращая внимания на мелочи:

4.      А порой одеваемся весьма оригинально:

5.      Обсуждаем прошедшее.

6.      И среди нас даже есть государственные деятели (2015 год. Николай Валуев и Владислав Третьяк на Главной трибуне):

Кроме того, хочется отметить всех, кто обеспечивает проведение этих соревнований — волонтеров, маршалов:

  

  

Поездка все четыре года в Сочи планировалась так, чтобы оставалось дня три-четыре, свободных от гонок, чтобы было время еще куда-нибудь сходить и что-нибудь посмотреть. Прежде всего, Сочи — это море, однако Формула 1 проводится в Сочи в такое время, когда пляжный сезон или еще не открыт или уже закрыт. Хотя все зависит от текущей погоды. Как я уже выше упоминал, в октябре 2014 года погода была очень комфортной, вода в море — примерно градусов 20, поэтому с Тимофеем мы окунулись пару раз в Черное море. Октябрь 2015 года оказался гораздо прохладней, равно как и конец апреля 2016 года. А вот в 2017 году погода была достаточно приятной, и вода в море по моим ощущениям была на уровне 16-8 градусов, некоторые даже принимали морские ванны.


2016 год. Прибой на закате.


2017 год. Галечный пляж одного из санаториев Адлера.

В разные годы мы посещали Сочинский дельфинарий:

океанариум в Адлере:

Любовались на панораму Сочи и Адлера с колеса обозрения на горе Большой Ахун и поднимались на смотровую башню:

Традиционно каждый год посещаем Красную Поляну — Розу хутор, просто погулять.


Роза Хутор. Вид сверху.

Добирались каждый раз по-разному. Можно воспользоваться электропоездом, но расписание движения у него крайне неудобное, утром две электрички, причем одна из них довольно рано, вечером тоже две. Поездка занимает минут тридцать, по вагонам ходят гиды и предлагают экскурсионные услуги по олимпийским объектам. Ценник на электричку отнюдь не бюджетный — около 340 рублей на взрослого человека в один конец. Можно воспользоваться городским/пригородным автобусом из Сочи или из Адлера от железнодорожного вокзала. Проезд от вокзала Адлера, кажется, 125 рублей, в пути чуть больше часа. В 2017 году, поехав всей семьей, чтоб не быть привязанными к электричкам и автобусам, арендовали машину и остались этим очень довольны. Бронировали седан Форд Фиесту на автомате, но компания за те же деньги предложила нам оранжевый кроссовер Форд ЭкоСпорт:

Очень остались довольны и условиями аренды (пробег без ограничений), и ценой, и отношением к клиенту. Ну и тем, что не были завязаны на общественный транспорт и могли спокойно ездить когда, куда и как вздумается.

Окружающие Красную поляну горы красивы как в октябре:

так и в мае:

Традиционно поднимаемся на канатной дороге на вершину Розы-пика:


Вид с вершины Розы-пика.

В 2014 году, в октябре, с вершины Розы-пика мы с Тимофеем вполне успешно прогулялись до пика Каменный столб:


Фото с пика Каменный столб на маршрут до Розы-пика, справа вверху — верхняя станция канатной дороги на вершине Розы-пика.

Тимофея оставил на этой высотной отметке, дальше полез сам, ибо дальнейший подъем в силу его технической сложности оказался не для ребенка. Сам же добрался до точки, где альтиметр показал 2495 метров. Вокруг были такие обрывы, что захватывало дух:

От верхней станции канатной дороги идти кажется недалеко, но на самом деле это около четырех с половиной километров, это расстояние в один конец мы шли около полутора часов.


Вид на пик Каменный столб от вершины Розы-пика.

В 2015 году (октябрь) вершины гор были закрыты облаками, канатка работала, но видимость на вершинах была нулевой, было сыро, прохладно, и дул ветер, поэтому с супругой заскочили в кафе на вершине, выпили по стакану глинтвейна и поехали вниз. В 2016 году (май) была великолепная погода, но наверху было столько снега, что речи о том, чтоб куда-нибудь сходить и не было. Солнце светило настолько ярко, а снег сверкал такой белизной, что без темных очков было очень тяжко.


2016 год, май. На фоне пика Каменный столб.

2017 год выдался не менее снежным.


2017 год, высота снежного покрова на вершине в мае 2016 год. Примерно в том же самом месте.

Также традиционно каждый год посещаем развлекательный Сочи Парк. Сочи Парк — это тема для отдельного повествования, провести в нем можно целый день, до одури катаясь на различных аттракционах-каруселях, играя на игровых площадках и прочих локациях. Оплата — только входной билет, а внутри можно на любые аттракционы проходить в порядке общей очереди. Исключение составляет лишь дельфинарий, который появился в 2016 году, но туда мы ни разу не ходили.


Сочи Парк. Фонтан с прерывающимися струями.


Сочи Парк. Камень, висящий на струе воды.


 Сочи Парк. В сказочном лабиринте.


Небольшой экстрим для самых маленьких.


Больше экстрима.


Веревочный парк.


Пруд с паромом.


Имитация экскаватора.


Неограниченные возможности как для творчества…


 …так и для движения.

В 2017 году, имея под рукой машину, посетили парк «Южные культуры». Правда, очень долго искали, как к нему проехать. В процессе поисков проскочили нужный поворот с центральной улицы, и чтобы не тормозить движения на узких улицах Адлера и не создавать аварийных ситуаций, пришлось делать крюк через Олимпийский парк, чтобы вернуться обратно.

Парк «Южные культуры» представляет собой обычный ботанический парк, внутри растут разные растения, как местные, так и привезенные из дальних южных стран, например, пампасная трава из Южной Америки:

кусты с красивыми цветами

Есть пруды, в которых плавают лебеди и черепашки:

В зарослях бамбука устроены скамейки для отдыха:

А над парком заходят на посадку самолеты:

Также в 2017 году, имея, что называется, под рукой, арендованную машину, съездили в Скай-парк, главная достопримечательность которого — подвесной мост на высоте свыше 200 метров над ущельем реки Мзымты.

Мы с Тимофеем и Егором прошли по этому мосту туда, ну и, разумеется, пришлось возвращаться обратно.

Несмотря на то, что мост подвешен над ущельем на большой высоте, наличие большого количества окружающих металлических конструкций, на мой взгляд, не дает ощущения нахождения высоко над землей. Конструкция кажется устойчивой, но сам мост достаточно узок и расходиться со встречными пешеходами, и обгонять попутных достаточно тесновато и неудобно.